Пенсионное удостоверение
Пенсионеры относятся к категории лиц, имеющих право на получение ряда социальных льгот. И для подтверждения принадлежности граждан к данной группе, им выдаётся специальный документ. Ранее им являлось пенсионное удостоверение, но с 2015г. оно заменяется справкой о пенсии. Рассмотрим подробнее, что представляют собой пенсионные документы, для чего они нужны, и как их получить.
Что такое пенсионное удостоверение, и зачем оно нужно?
Пенсионное удостоверение – официальный документ, который подтверждает, что его владелец относится к числу лиц, вышедших на пенсию, и получающих положенные соответствующие выплаты от государства. Выглядит оно как небольшая книжка в твёрдой обложке, на лицевой стороне которой изображается герб РФ.
Как выглядит пенсионное удостоверение
Внутренние листы содержат информацию о гражданине: его фотографию, Ф.И.О., дату рождения. Также на развороте отображается информация о назначенных владельцу данного документа пенсионных выплатах, дате оформления и т.д. Граждане, проходившие службу в рядах силовых структур (МВД, ВСРФ, ФСБ), и вышедшие на покой, получали пенсионный документ в особой форме, отличной от общегражданского. Их удостоверение отличалось цветом, внутренним оформлением и содержащейся информацией.
Документ несёт несколько основных функций:
- Подтверждает статус пенсионера своего обладателя.
- Даёт право на получение ряда льгот, полагающихся гражданину по его социальному статусу.
- Предоставляет данные о характере пенсионных выплат и их размере.
Почему с 2015г. перестали выдавать пенсионные книжки?
Удостоверения выдавались гражданам, выходящим на покой до 2015г. Сегодня этот документ заменяет пенсионная справка. Она выглядит как обычный документ, напечатанный на стандартном листе форматом А-4. Отмена книжек связано с широким реформированием российской пенсионной системы, в том числе, с введением единой электронной базы данных.
В итоге удостоверение перестало выполнять свои основное предназначение – подтверждение социальных прав своего обладателя. Любая информация о гражданине отныне доступна для работников социальных и иных служб в единой электронной базе. Соответственно, оформление и выдача книжек несло лишь дополнительные финансовые и временные затраты. В связи с этим, было принято решение выдавать справку пенсионера вместо удостоверения, которая обладает такой же юридической силой на всей территории РФ.
Несмотря на то, что выдавать пенсионные удостоверения перестали, они продолжают действовать. Поэтому гражданам, имеющим их на руках, получать справки нет необходимости.Как получить справку?
Выдачей пенсионных справок занимается только один государственный орган – ПФР. Именно туда нужно обращаться за получением данной бумаги. Однако, подать заявление и документы на получение можно несколькими способами:
- При личном визите в территориальное отделение фонда.
- Через районный МФЦ.
- При помощи интернет-портала «Госуслуги».
Выправление справки через Госуслуги
Рассмотрим подробнее, как получить справку пенсионера через Госуслуги. Вся процедура выглядит так:
- Следует зайти на сайт Госуслуги, и авторизоваться, если у вас ещё нет аккаунта на портале.
- Далее нужно зайти на страницу «Пособия, пенсии, льготы».
- На открывшейся вкладке выбрать подраздел «Установление пенсий…».
- В появившемся окне кликнуть по кнопке «Заказ справки».
Электронная система перечислит допустимые способы получения справки, и избрав наиболее подходящий вариант, пользователю остаётся ждать официального письма на свой е-мейл. Спустя несколько дней (максимум – неделя) на электронную почту заявителя придёт сообщение, в котором будет указано, куда и когда ему потребуется явиться за справкой пенсионера, а также перечень документов, которые нужно иметь при себе.
Необходимые документы
Разберём, какие документы нужны для получения пенсионного удостоверения (с 2015г. – справки).
- Общегражданский паспорт заявителя, или иной документ, замещающий его.
- Индивидуальное пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС).
Ранее для получения документа требовалась ещё фотография. Размер фото на пенсионное удостоверение должен был составлять 3 х 4 см. Но с введением справок вместо книжек, этот пункт был отменён, поскольку в справках не предусмотрено вклеивание фотографии гражданина.
Куда обращаться при утрате пенсионного документа
Если пенсионное удостоверение утеряно или безвозвратно испорчено, для получения дубликата документа понадобится обратиться в местный офис ПФР. Однако, на руки выдаётся в этом случае не книжка, а справка о назначении пенсии из пенсионного фонда.
Документы для восстановления
Чтобы восстановить утраченный документ, потребуется предъявить сотрудникам Пенсионного фонда те же документы, что и при получении первой справки: паспорт и СНИЛС. Если имеются остатки испорченного документа, то их следует также предоставить сотрудникам фонда для утилизации.
Цифровая социальная карта в 2024г.
С 2019г. у пенсионеров появилась возможность оформить социальную пенсионную карту. На неё перечисляются пенсионные выплаты, дополнительные компенсации и бонусы. Картой можно пользоваться для оплаты товаров и услуг, предоставляемых пенсионерам со скидкой – при покупке лекарств или при проезде в общественном транспорте. При пользовании социальной картой, на неё начисляются бонусные баллы, которые также монетизируются. Получить её можно в отделении банков, работающих с данной соцпрограммой: Сбербанк, ВТБ и т.д.